воскресенье, 25 июля 2010 г.

Сети. Основы. Часть 1.

Данный цикл статей посвящен основам устройства сетей.



Сразу оговорюсь, статьи написаны не мной. Автор известен под ником Refresh, и отдельное ему спасибо за разрешение выложить плоды своего труда здесь. Оригиналы можно найти тут

На первом уроке мы познакомимся с основными понятиями.

Что вообще такое сеть?
Компьютерная cеть- это физическая связь двух и более компьютеров между собой, в сети ткаже может стоят переферейное оборудование к которому может обратиться любой член этой сети.

Сети различают по размеру, существую следующие понятия размеров сети:
1)Lan (Local Area Network, ЛВС (Локальная Вычислительная Сеть)) - компьютерная сеть, сравнительно небольшого размера (дом, офис, ВУЗ, и т.д.)
2)MAN (Metropolitan area network, ГВС (Глобальная Вычислительная сеть))- компьютерная сеть, посторенная в масштабах одного города. Например каждый провайдер пытается построить свою MAN сеть, для осуществления своих услуг.
3)WAN (Wide Area Network, ГВС (Глобальная Вычислительная Сеть)) — компьютерная сеть, которая имеет мировые масштабы, одним из примеров является Интернет.


Oборудование с помощью которых строятся сети любого вида.
Для создания сети вам нужны ПК с устаноленными сетевыми картами,сетевое оборудование,ОС которая позволяет работать в сети (практически все ОС имеют эту возможность)
ну с сетевыми картами все понятно, все их видели и все знают что они делают, по этому мы это опустим.
Основное сетевое оборудование:
1) Хаб (HUB) - коммутационное оборудование, задаче его в том что он соединяет все пк которые с ним соеденены. При оправке пакета с одного ПК хаб рассылает его на все свои порты, а компьютер которому он предназначен сам его примет, остольные принимать не будут.
2) Свитч (Swith) - коммутационное оборудование, задача у него такая же как и у хаба, только свитч посылает принятый им пакет именно на тот порт к которому подключен адресат, для этого он использует ARP(с ним мы познакомимся позже).
3) Маршрутизатор(Router) - коммутационное оборудование, выполняет разные задачи, например соединение нескольких подсетей и именно он будет отсветвенным за движение пакетов между ними, следую таблице маршрутизации.

Модель OSI
Модель OSI это стандарт разработаный Международной организацией по стандартам (International Standardization Organization - ISO). Она была создана для того, чтобы различные системы могли общаться и получать доступ к друг другу в одной сети. В теории любая ОС должна соответствовать этому стандарту.
Модель состоит из 7 уровней, на каждом из уровне с данными происходит отдельная обработка.

уровни модели OSI

Разберем коротко каждый из уровней:

1) Физический уровень(Physical layer) это один из двух уровней на котором работает ваша сетевая карта. этот уровень отвечает за то чтобы получить кадр от канального уровня и передать его по какой либо физической среде. Например, витая пара, оптоволокно, радиоканал.Так же на этом уровне работают такие устройства как HUB (концентратор, не путать со Switch) и простейшие повторители.

2)Канальный уровень (Data Link layer) это второй уровень на котором работает ваша сетевая карта. Он отвечает за целостность кадров. т.е. при приеме сообщения, полученный с физического уровня данные он упаковывает в кадры, проверяет на целостность и , если все в порядке, передает дальше на сетевой уровень. Канальный уровень делится на два под-уровня MAC и LLC. На этом уровне работают такие устройства как Switch (коммутатор) и Bridge (мост)

3)Сетевой уровень (Network layer) третий уровень на котором происходит маршрутизация всего трафика. Очень важный уровень, впрочем, как и остальные =) На этом уровне определяются правильные и самые короткие маршруты от источника к приемнику. На этом же уровне происходит преобразование IP адресов в MAC. На этом уровне работают такие устройства как маршрутизаторы.
(Подробнее о IP адресах и азах маршрутизации будет попозже)

4)Транспортный уровень (Transport layer) четвертый уровень, на котором происходит передача данных, на этом уровне работают два основных протокола из стека протоколов TCP/IP - TCP и UDP.

5)Сеансовый уровень (Session layer) пятый уровень отвечает за установление, поддержание, разрыв сеансов связи которые используют высшие уровни.

6)Уровень представления (Presentation layer) шестой уровень, который отвечает за то, чтобы удаленные компьютеры "поняли" друг друга. На этом уровне происходит кодирование\декодирование данных.

7)Уровень приложений (Application layer) высший уровень, который все время "перед глазами". На этом уровне работают все приложения, которые взаимодействую с сетью. Например браузер, почтовик, аська.

Топологии локальных сетей.
топология - вид локальной сети.
топология может зависить от используемого оборудования например для сети постоенноой с использование витой пары не очень удобно и целлесообразно будет использовать топологию шина, кольцо.
самы распространеные сейчас это:
а) звезда
б) дерево